Главная В избранное Написать письмо Наш ЖЖ    

Рабочая борьба. Сайт настоящих профсоюзов.

О сайте
Наша борьба
Кризис
Как создать профсоюз
Лидеры и профсоюзы
Профучеба
Профсоюзы и политика
Пресса о профсоюзах
Аналитика
За рубежом
Законы
Солидарность
Прими участие
Наши контакты:
Наша кнопка
РАБОЧАЯ БОРЬБА - Сайт настоящих профсоюзов
Код кнопки:
Объединенный гражданский фронт Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений Институт Коллективное Действие Профсвобода
Без цензуры
Кризис

31.01.2014
Профсоюзы готовятся к кризису

Эксперты разных СМИ – от The Wall Street Journal до "Российской газеты" — прочат, что новый мировой кризис начнется чуть ли не прямо на днях. Большинство наблюдателей сходятся на том, что на этот раз его детонатором могут стать проблемы китайской экономики, понемногу снижающей темпы своего развития. В частности, возможное банкротство фонда по управлению богатством China Credit Trust Company.

По данным статистического управления КНР, темпы роста экономики Поднебесной в 2013 году составили 7,7%, что ниже, чем за предыдущие 14 лет. Состояние российской экономики ничуть не лучше. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, выступая на днях в Совете Федерации, назвал цифру в 1,4% роста ВВП. Рост же промышленности составил всего 0,3%.

Вопрос в том, как российское общество отреагирует на ухудшение своего и так совсем не блестящего положения, особенно учитывая участившиеся новости об увольнениях в крупных компаниях. Будет ли оно, как и в 1990-е годы, тихо голодать, или возьмет на вооружение более действенные методы борьбы? Например, такие, как забастовка?

Если вспомнить, то за последние годы наибольшая активность в этом направлении наблюдалась не на старых, умирающих советских предприятиях, на которых работают в массе своей пожилые рабочие советского типа, преисполненные патерналистских настроений и глядящие на директора, как на отца и благодетеля, а на предприятиях новой индустрии.

Эти предприятия сосредоточены в основном в автопроме и построены в российских регионах известными зарубежными автомобильными корпорациями: Ford, Volkswagen, Volvo и т.д.

По мнению регионального представителя Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Дмитрия Кожнева, на этих предприятиях трудится уже другой тип рабочих, ментально очень сильно отличающихся от рабочих старых советских производств. Это более молодые люди, которым старый советский патернализм неизвестен и неинтересен.

Именно на этих новых современных производствах наиболее высока социальная активность и именно на них в последние годы случались забастовки или предзабастовочные ситуации, когда коллектив если и не "вставал", то только потому, что администрация шла навстречу его требованиям.

Характерно, что забастовочная активность на новых российских предприятиях выше, чем на старых, несмотря на то, что и средняя зарплата там тоже выше. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий считает, что причинно-следственная связь здесь обратная — на новых предприятиях зарплата именно потому и больше, что социальная активность там выше.

Однако вопрос, смогут ли рабочие этих новых предприятий, в условиях ухудшения своего экономического положения, перехватить эстафету у увядающего столичного протеста, пока остается открытым. Прогнозировать что-то определенное в этой области еще сложно, хотя некие предгрозовые раскаты в осторожных репликах профсоюзных лидеров уже можно услышать.

Так, по словам Кожнева, в преддверии возможного в 2014 году кризиса, ГАЗ и "АвтоВАЗ" уже начали оптимизацию своих производств. "Новый менеджмент начинает перекраивать эти старые советские предприятия, устраивая их по принципу максимальной эксплуатации и соковыжималки", — говорит он. В то же время профлидер отметил, что пока сложно сказать, связана ли перестройка работы этих предприятий с ожиданиями кризиса, или с чем-то. Между тем, он отметил, что на заводе Volkswagen в Калуге ожидают спада, "поэтому и планы производства составляются с уменьшением рабочих часов".

По информации Кожнева, еще более серьезная ситуация на заводе крупноузловой сборки грузовиков Volvo в той же Калужской области, где происходит "серьезный спад и сокращения". В целом же, по мнению представителя МПРА, наибольшие проблемы сейчас наблюдаются в производстве большегрузных грузовиков и в сегменте дешевых автомобилей, таких как Volkswagen Polo, и некоторых моделей Citroen.

Готовятся к кризису и на завод Ford во Всеволжске (Ленинградская область). Как многие помнят, одна из наиболее громких забастовок последних лет была именно на этом предприятии.

По словам председателя МПРА на этом заводе Александра Кашицина, производство здесь уже переводят с трехсменного графика работы на двухсменный. Кашицин сообщил, что с февраля завод переходит на неполную (четырехдневную) рабочую неделю и "соответственно, люди потеряют часть зарплаты".

Что касается вероятности стачки на заводе Ford, то Кашицин отметил, что пока там "удается решать вопросы без того, чтобы прибегать к таким формам защиты своих интересов, как забастовка". По его сведениям, увольняемые с предприятия рабочие пока "трудоустраиваются или увольняются с какой-то компенсацией".

Однако профлидер признал, что какова будет ситуация через два-три месяца или полгода, сказать невозможно. Кашицин сказал также, что в профсоюзе сейчас возлагают надежды на постановления правительства РФ от 15 января 2014 года №29 и №32, которыми предусмотрены возможности субсидий для предприятий автопрома.

Спасет ли помощь государства автомобильную промышленность от забастовок и других акций протеста — вопрос пока открытый. Ответ на него во многом зависит как от силы возможного кризиса, так и от возможностей государства смягчить его последствия.

ИА Росбалт

Публикации раздела: Кризис

10.03.2015 - Можно ли сократить зарплату в кризис?
27.01.2015 - Безработица наступает
23.01.2015 - Пора раскулачивать?
30.12.2014 - Кому кризис, а кому отец родной
29.12.2014 - Россию ждут «бунты на коленях»?

© РАБОЧАЯ БОРЬБА 2007-2018. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта www.rborba.ru, ссылка на источник обязательна.